Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«У кого-то, кого я не знаю, появляется шанс на жизнь»

  • 03 февраля 2021

В тот день моя лучшая подруга выходила замуж. Мы стояли в роскошном зале дворца на Английском набережной, ожидая приглашения подняться наверх. И вдруг в моей сумке яростно завибрировал мобильный. Обычно я не беру трубку, видя незнакомый номер, но тут пальцы как-то сразу нажали на зеленый кружочек.

Звонила Мария, сотрудница донорского отдела Первого медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. Очень мягким и нежным голосом она напомнила, что я когда-то вступила в регистр доноров костного мозга, и поинтересовалась, не изменилось ли мое решение стать донором. Слегка дрогнувшим голосом я ответила «нет» и попросила перезвонить мне позднее. За нами уже пришла дама в красивом костюме и попросила пройти в главный зал.

На следующий день мы вновь говорили с Марией. Еще раз спросив о твердости моих намерений, она уточнила, готова ли я приехать, чтобы сдать кровь для более полного типирования. Так как процедура определения фенотипа очень дорогая, она происходит в два этапа. Сначала, когда вас заносят в регистр, измеряют общие характеристики генотипа. А уже затем, если будет шанс, что вы подходите, делают подробный анализ, сравнивая данные генотипов потенциальных доноров.

Для типирования требуется около двух недель, так что я вернулась в Москву, где вновь окунулась в университетскую рутину. Но все мое подсознание было сосредоточенно на другом: я ждала звонка. И вот в трубке раздался голос Марии:
– Настя, вы подходите! У вас прямо очень хороший процент совпадения. Приедете?

Я радостно выдыхаю.

Спустя пару недель поезд привозит меня в Петербург. Трансплантация назначена на декабрь, но приехать надо немного заранее, чтобы подготовиться. Сначала тщательное медицинское обследование. Потом встреча с врачом-трансфузиологом. Во время нашей беседы та спокойная женщина с плавными движениями и доброй улыбкой подробно рассказывает про процедуру, про два варианта забора клеток, про то, как все будет происходить.

Последующие пять дней я прихожу в клинику, где мне колют в плечо специальное лекарство. Оно временно увеличивает количество стволовых клеток в крови. Говорят, что это может создавать ощущение будто бы у тебя грипп, но я чувствую себя прекрасно. Только слегка волнуюсь, конечно. Как бы случайно не заболеть, ведь там в клинике меня ждет человек! И каждый день имеет значение.

И вот в начале декабря 2019 года я сажусь в кресло. Специальная очень умная машина три часа фильтрует мою кровь, которая из локтевой вены попадает в центрифугу, а потом вновь возвращается ко мне через вену другой руки. Я прикрываю глаза, и время как-то очень незаметно проходит. Но за эти несколько часов аппарат успевает собрать необходимые 200 мл стволовых клеток, и у кого-то, кого я не знаю, но о ком уже второй год думаю, появляется шанс на жизнь.

Анастасия Шилова