Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

Врачи рассказали, как сегодня работают крупные онкоцентры

  • 02 июля 2020

В период пандемии мы чувствуем большой дефицит достоверной и точной информации о лечении онкологических заболеваний. В конце июня в ТАСС прошла конференция с участием врачей главных онкологических центров Санкт-Петербурга: специалисты рассказали, как работают клиники в период пандемии и что делать сегодня при минимальных подозрениях на онкопатологию. Мы записали самое главное из выступлений. 

Как пандемия повлияла на режим работы онкоцентров? 

Все крупные онкологические центры Санкт-Петербурга сохранили режим работы и качество оказания специализированной помощи в течение последних месяцев. Сейчас клиники работают в полном объеме: оказывают помощь в закрытом и дневном стационарах и принимают пациентов из Санкт-Петербурга и других городов. «Мы в настоящее время работаем в обычном режиме, все технологии диагностические лечебные работают. Мы принимаем пациентов из города, из регионов», – комментирует Алексей Беляев, директор НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова.    

В первые месяцы пандемии каждый центр прошел этап эпидемиологической реорганизации: пациенты с онкологическими заболеваниями сильно уязвимы к коронавирусной инфекции, поэтому сотрудники клиник старательно обеспечивали все уровни защиты. В клиническом научно-практическом центре специализированных видов медицинской помощи (Петербургский Онкоцентр в поселке Песочный) «сделали акцент на том, чтобы предотвратить попадание инфекции в центр, защитить коллектив от инфицирования и обеспечить безопасность больных», – рассказал директор центра Владимир Моисеенко. «Все сотрудники, которые работают на амбулаторном этапе, защищены максимально: используются респираторы, очки, перчатки, халаты. Каждого приходящего к нам пациента мы рассматриваем как потенциально ковидного». Во многом обеспечить врачей средствами индивидуальной защиты помог фонд AdVita: благодаря помощи жертвователей мы закупили респираторы (разных степеней защиты - «Юлия», «Алина», «Спиротек») и защитные комбинезоны. В Городском клиническом онкодиспансере врачи также работали над общей безопасностью. «На первом этапе у нас было закрыто несколько отделений на карантин. Позднее мы получили лицензию на определение COVID-19, и теперь у нас есть возможность самим определять у пациентов этот анализ», – рассказала главный специалист центра по клинической онкологии Рашида Орлова. 

Также все онкоцентры в период пандемии сильно ограничили пропускной режим: вход для родственников пациентов закрыт. Сейчас они могут проходить на отделения только в самых крайних случаях и обязаны использовать все средства защиты. Исключение - детские отделения. «Действительно, мы не допускаем родственников, за исключением детского отделения. Мамы находятся вместе с больными детьми, но при этом они проходят такое же обследование, как пациенты», – рассказал Владимир Моисеенко. Строгий пропускной режим врачи планируют сохранить после пандемии и замечают: десятилетия назад ограничения на вход тоже были, потому что минимум контактов - постоянная основа успешного лечения в онкологическом диспансере. «Жизнь заставляет нас пересматривать много позиций. Раньше действительно наше учреждение было как проходной двор, и в этом есть отрицательный момент, который мы сейчас видим во время пандемии. Я думаю, что уже никогда мы не вернемся к массовому посещению», - объясняет Алексей Беляев.  

Какие трудности в диагностике и лечении рака прогнозируют врачи к осени? 

Специалисты обеспокоены тем, что из-за ограничений в работе медучреждений, изменения повестки в СМИ и общего страха заражения почти прекратилось раннее выявление онкологических заболеваний. Как следствие, сократилось количество пациентов в стационарах. «С началом пандемии была остановлена диспансеризация, ранняя диагностика фактически остановилась», – объясняет Алексей Беляев. Владимир Моисеенко дополняет: «Особенно ярко это видно на детском отделении. У нас детское отделение на 36 коек всегда было заполнено целиком. Последние две недели в нем лежит шестнадцать больных. Это, в общем-то, можно экстраполировать и на взрослых». 

По этой причине врачи прогнозируют резкое увеличение случаев выявления поздних стадий заболевания. Это может означать, что осенью при обычном количестве случаев заболевания раком большинство пациентов будет иметь третью и четвертые стадии, которые тяжело поддаются лечению. «Скорее всего, структура заболеваемости не изменится, то есть сколько было в среднем случаев разных видов онкозаболеваний, столько останется. Но все эти случаи мы выявим в поздней стадии», – комментирует Рашида Орлова.  

Какие рекомендации врачи онкоцентров дают населению?

Самое главное сейчас - быть внимательными к своему состоянию и при минимальных подозрениях обращаться за специализированной помощью прямо в онкологические клиники. «Важно, чтобы люди не сидели и не ждали, а шли, минуя первичное звено, в специализированное учреждение. Мы готовы обследовать их и оказывать помощь,» – говорит Владимир Моисеенко.    

«Надо быть внимательнее к себе, соответственно, нужно чувствовать самого себя, если есть какие-то признаки, хотя бы мало-мальские, или сомнения какие-либо, надо обращаться в специализированное учреждение, мы готовы принять больных, и чем быстрее, тем лучше и  для них, и для нас в том числе», – дополняет Рашида Орлова.    

Подготовила Светлана Щёлокова