Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«У меня шок, а тут приходят такие сообщения»: как бороться с негативом в соцсетях во время лечения от рака

  • 11 ноября 2022

С травлей и негативом в соцсетях сталкиваются почти 45% пользователей – среди них оказываются и наши подопечные. Во Всемирный день борьбы с кибербуллингом мы поговорили с Марией Идрисовой, которая с 2015 года ведет свой блог о поддержке людей, борющихся с онкологическими заболеваниями. Она сталкивалась с негативом в соцсетях во время сбора средств на трансплантацию и после рецидива – Маше советовали перейти к сомнительным методам лечения или вовсе отказаться от терапии.

— В 2008 году мне диагностировали лейкоз, в 2015 случился рецидив. Я на тот момент жила в маленьком городе, ко мне было повышенное внимание, потому что объявили широкий сбор средств на трансплантацию костного мозга. Тогда переделала свою частную страницу во «ВКонтакте» в блог-отчет, и мне стали писать самые разные люди с попытками навязать особые методы лечения. И все бы ничего, но они были очень настойчивы. Одно дело, когда пишут с предложением что-то попробовать, а я вежливо отказываюсь. Другое дело, когда люди начинают давить. У меня были попытки выстроить свои личные границы, когда я объясняла, что в моем случае нетрадиционные методы лечения не помогут. В ответ говорили: «Ну и умирай тогда, раз ты такая дура!» или «Помирай теперь, у тебя все равно шансов нет».

Опасность таких необдуманных советов в том, что есть люди, которые не могут за себя постоять, поэтому комментарии такого рода могут их сильно дезориентировать. Есть и те, кто действительно может отказаться от лечения в больнице и поверить комментаторам.

Я действовала с такими «советчиками» по определенной схеме. Сначала спрашивала является ли человек медицинским работником. Потом интересовалась, какими источниками он руководствуется, давая советы. Мне лично эта информация была не нужна, я старалась задавать наводящие вопросы, чтобы собеседник задумался о правильности своих советов. После этого я старалась объяснять, что не все методы лечения работают хорошо, а есть такие, которые могут навредить пациенту. После разговора некоторые понимали, что могут своими советами навредить. Один мужчина даже извинился передо мной.

Советчики приходили в основном в личные сообщения, в комментариях если и появлялся какой-то негатив, то мои подписчики успевали ответить до того, как я что-то видела. «Хейтеры» писали в основном с недоверием к сбору. Мне говорили, что деньги собирать бессмысленно, потому что «все равно рак не лечится» и «зачем давать людям и самой себе надежду».

Был случай, когда даже я не смогла выдержать и очень эмоционально отреагировала. В 2015 году, когда случился рецидив, и я начала вести соцсети, мне написала женщина по поводу клиники, в которой я лежала. Она, судя по ее словам, только прошла лечение. Писала мне примерно так: «Маша, соберись! Ты слишком позитивная. Ты не замечаешь очевидного. В этом отделении вся химия просрочена, переливают неподходящую кровь». Но я несколько лет назад провела год в отделении, куда попала в 2015, поэтому точно знала, что это неправда. Однако состояние было нестабильным – я только-только узнала про рецидив, врач сказал, что нужно собрать большую сумму на трансплантацию… У меня шок, а тут приходят такие сообщения. Тогда помню, что очень расстроилась и начала переживать. Но я лично знала медсестер и врачей, которые были на отделении, они прекрасные профессионалы! Поговорила с работниками, они меня успокоили.

Я считаю, что в таких ситуациях в первую очередь нужно оценить свое эмоциональное состояние. Если оно стабильное, то можно постараться объяснить советчику, что его поведение некорректно, потому что на другом конце провода может оказаться человек, который во все поверит и навредит сам себе. Причем не просто ухудшит свое состояние – речь идет о риске для жизни. Потому что некоторые мне советовали, буквально, «отказаться от консервативного метода лечения химиотерапией». Если ресурса на коммуникацию нет, то лучше вообще ничего не отвечать и сконцентрироваться на себе и советах врачей.

Клинический психолог Алла Образцова советует прислушиваться к себе и понять, что побуждает выходить с личной проблемой в соцсети:
— Если ты выходишь в интернет – на широкое пространство – со своей проблемой, важно понять, с какой целью ты это делаешь и почему прислушиваешься к незнакомым людям. Если тебя начинают забрасывать непрошенными советами и негативными комментариями, то нужно ответить на вопрос – что побуждает на них реагировать. В случае, когда есть потребность в поддержке, появляется вопрос, почему человек не находит помощи в безопасном пространстве – с психологом, сотрудниками фонда или в сообществе людей с похожими диагнозами.

Как можно позаботиться о себе в уязвимом состоянии? Есть вариант вообще не выходить в соцсети или не обращать внимание на негативные комментарии. Можно также поставить фильтр и читать только позитивные отзывы или ограничить круг людей, которые могут писать в личные сообщения.