Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

Кровь, которая помогает: кому нужны переливания

  • 14 июня 2024

14 июня отмечают Всемирный день донора крови. И мы, конечно, присоединяемся и поздравляем всех, кто к нему причастен! Замечательных доноров, которые помогают нашим подопечным и другим пациентам клиник, врачей и сотрудников отделений переливания крови.

Донорство – та тема, о которой важно говорить, рассказывать, что это очень нужно и не так уж страшно. Вместе с руководителем отделения трансфузиологии НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой Дмитрием Певцовым продолжаем отвечать на вопросы о крови.

– Как донорская кровь помогает реципиенту? Мы знаем, что она нужна, но как именно это работает?
– Мы не переливаем цельную кровь, а только компоненты. С помощью трансфузионной терапии мы возмещаем недостающие элементы в организме пациента: если ему не хватает эритроцитов, мы переливаем их, также с тромбоцитами и плазмой.

– В каких случаях чаще всего требуется донорская кровь?
– Если брать стандартную больницу, то переливание требуется при острых кровопотерях, желудочно-кишечных и акушерских, а также при травмах.

Если брать частные случаи, у нас, в Первом меде, основной потребитель – это все-таки онкогематология, потому что это крупнейший трансплантационный центр в России. Вторыми я бы назвал кардиохирургов, так как при проведении ими операций требуется большое количество компонентов крови. Особенно, если это с привлечением аппарата искусственного кровообращения.

– Какой группы крови всегда не хватает?
– Распространенность групп крови в разных регионах разная. У нас, в Первом меде, больше всего необходима первая положительная и отрицательная. Эта группа универсальна, и при смене группы крови в процессе аллогенной трансплантации мы можем переливать только ее.

– Почему нет искусственной крови? Ее изобретут?
– Работы уже ведутся. Но исследования упираются в экономический вопрос: это очень дорого. На мой взгляд, не в ближайшей перспективе, но мы сможем получить искусственные компоненты крови на основе клеточных технологий. Возможно, лет через 30 реально будет построить заводы по производству универсальных эритроцитов. Пока все работы находятся на стадии экспериментов.

Анастасия Полосина