AdVita участвует в запуске первого в России центра CAR-Т-терапии для взрослых
- 16 ноября 2020
12 ноября в фонде AdVita было принято важное решение: выделить средства для того, чтобы привезти в Петербург один из самых современных методов лечения лимфом – CAR-T-терапию. Мы давно мечтали об этом. И если не случится ничего непредвиденного, уже весной первые пациенты смогут ее получить.
Но давайте по порядку.
CAR-T-клеточная терапия (CAR – chimeric antigen receptor, химерный антигенный рецептор) ведет свой отсчет от начала 2010-х годов. И уже в 2017 году Американское общество клинической онкологии объявило эту технологию главным достижением года!
Что это за метод и как он работает?
Это технология генной инженерии. Иммунные Т-лимфоциты (а именно они в организме человека отвечают за поиск «неправильных» клеток, в том числе опухолевых) извлекают у пациента методом афереза (кровь пропускают через установку, которая фильтрует те клетки, которые «заказывали»). Потом их модифицируют: используя т.н. вирусный вектор (обезвреженный вирус, который умеет внедряться в клетки), дополняют специально сконструированными рецепторами CAR. Модицифированные Т-лимфоциты гораздо лучше распознают – и поэтому гораздо лучше уничтожают – клетки опухоли. Потом усовершенствованные клетки размножают и вводят пациенту. Таким образом, CAR T-клеточная терапия – это способ дать дополнительные возможности человеческому иммунитету справиться с опухолевыми клетками.
Кому показано такое лечение?
Сейчас хорошая эффективность доказана в отношении B-клеточных лимфом и лейкозов. Почему именно у них? Потому что у B-лимфоцитов есть уникальные, только им присущие белки, и в них можно хорошо прицелиться, чтобы уничтожить больную клетку. CAR-T-клетки направлены на белок CD-19, который очень важен для B-лимфоцитов. Самое же первое исследование (уже десятилетней давности) показало, что полная ремиссия заболевания наступила у 44 из 53 (83%) пациентов с острым лейкозом со средним периодом наблюдения 29 месяцев. Потом эти результаты повторились при клиническом исследовании у пациентов с диффузной B-клеточной крупноклеточной лимфомой. И тогда CAR-T-терапия была рекомендована специалистами для пациентов с резистентными B-клеточными лейкозами и лимфомами – то есть такими, которым не помогли никакие другие виды лечения.
Доступна ли эта терапия всем нуждающимся?
Пока, к несчастью, нет.
Производство клеток-опухолевых убийц для каждого пациента – вещь штучная, а значит, очень и очень дорогая. В США CAR-Т-терапия стоит около полумиллиона долларов – и это без учета самой госпитализации и лечения побочных эффектов, если они появятся. В Европе – около 100-150 000 евро. В Китае – от $25 000 до $50 000.
Проблема не только в стоимости лечения – лабораторий, которые производят такие клетки, и клиник, которые с ними работают, тоже не хватает. В США сейчас около 200 центров, где можно пройти это лечение, в Китае – 217, в Европе – 37, в Японии – 10. А в России – один. Он располагается на базе НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, в котором лечат детей с онкологическими заболеваниями. Финансируется это лечение за счет двух благотворительных фондов – «Подари жизнь» и Фонда поддержки и развития науки при Центре имени Дмитрия Рогачева. Взрослые пациенты эту терапию в России получить пока не могут. А из-за пандемии COVID-19 Китай, который был самым доступным по цене вариантом, границы закрыл – и российским пациентам теперь податься практически некуда.
Поэтому фонд AdVita счастлив быть причастным к запуску первого в России центра CAR-Т-терапии для взрослых. Совсем недавно, после сюжета на Первом канале про нашего подопечного Влада Дюрина, мы получили большой отклик от жертвователей – невероятное всем спасибо! Так вот: технология CAR-T как раз и поможет таким же, как Влад, пациентам, которые не ответили на стандартное лечение.
Елена Грачева, член правления фонда AdVita
Оплата реактивов для апробации метода будет проведена в рамках программы «Поддержка науки, образования и просвещения в области онкологии». Если вы готовы поддержать внедрение самых новых протоколов лечения для российских пациентов, вам сюда: