Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«Если человек звонит поздно ночью, скорее всего у него что-то экстренное»

  • 30 октября 2020

Не помню, каким именно был мой первый день в Консультативной службе по паллиативной помощи. Помню только ощущения: было очень страшно. Потому что на тот момент у меня было не так много знаний. Вот звонит человек, у которого семья оказалась в тяжелой ситуации, и ему нужна помощь… — я часто в таких ситуациях чувствовала растерянность. Мне повезло, что меня поддерживала команда. Это очень важно и ценно.

Это было три года назад. Сейчас, конечно, я чувствую себя намного увереннее. Как выглядит мой типичный рабочий день? Например, сегодня утром я ответила на несколько звонков, собрала посылку для подопечного: повязки и средства для лечения пролежней. Затем составила план, кому нужно позвонить. Как правило, у меня больше исходящих звонков, чем входящих. И в этом одна из особенностей нашей работы — большую часть времени мы проводим в телефонных разговорах.

Семейных консультантов у нас двое: я и Лена Чабан. Мы работаем по будням с 10 до 19, а в остальное время (в том числе и по выходным) — два медицинских консультанта. Если человек звонит поздно ночью или рано утром, скорее всего у него что-то экстренное, и это чаще всего связано с физическим состоянием. Именно поэтому вечерние и ночные смены ведет человек с медицинским образованием. Мы следим за изменением ситуации в семьях наших подопечных и фиксируем основные моменты, поэтому если мой подопечный позвонит ночью, коллега сможет быстро посмотреть, что с ним происходило и как ему можно помочь.

Чаще всего к нам обращаются с вопросами об обезболивании, и они бывают разные. Например, у человека впервые возникла боль, и он не знает что делать. В данном случае моя задача — рассказать, как получить экстренное обезболивание, и что делать дальше, чтобы эта помощь была плановой.

Иногда я не знаю, что ответить. Меня это не пугает. Если вопрос не по моей теме, то я честно об этом говорю и не даю советов. Если вопрос касается паллиативной помощи, то я отвечаю: сейчас посоветуюсь с коллегами и вам перезвоню. Нет ничего страшного в том, чтобы признаться: на данный момент я не знаю, но я хочу узнать и готова помочь.

Я заметила, что у меня складываются тесные отношения с подопечными, когда семья доверяет нашим рекомендациям и следует им. Появляется ощущение, что мы команда — это то, что придает сил. Мы можем вместе радоваться или горевать, потому что не всегда с первого раза удается помочь, а потом идем вперед и снова радуемся. И так по кругу.

Бывает, я чувствую отчаяние или злость. Главное не прятаться от этих эмоций и признаться себе: да, сейчас я злюсь. В таких случаях я могу побыть с собой наедине, поплакать, поругаться на «дурацкую систему». И, конечно, выговориться коллегам — появляется такое ощущение, словно сделала глубокий выдох и готова идти дальше.

Суть сопровождения в том, чтобы помочь семье жить комфортно то время, которое у них есть. И иногда этот комфорт выражается в очень простых вещах, собственно, как и наша жизнь. Например, когда мы передаем подопечным те же подгузники и пеленки, нам говорят:«Спасибо большое, вы нам так помогли! Теперь нам не надо тратить на это время и деньги».

Бывают такие истории, когда от нас не требуется никаких конкретных действий. Например, у человека вроде все есть из нужных препаратов, и врачи к нему приходят. Но когда он умирает, его близкие говорят: «Спасибо за то, что вам не все равно и вы просто были рядом». Раньше я не придавала этому значения, но потом поняла, что «просто быть рядом» — это ценно само по себе. Эмоциональная поддержка нужна всем. 
Мне нравится то, что я делаю. Такая работа наполнена смыслом. Не думаю, что есть какая-то другая работа, которая дала бы мне столько же. 

Елена Ковач, семейный консультант Консультативной службы по паллиативной помощи фонда AdVita


Если вам или вашим близким нужна паллиативная помощь, консультацию наших специалистов можно получить бесплатно и круглосуточно по номеру 8 (800) 700-89-02. Больше информации об этом — на сайте https://palliativespb.ru/ 

Летом фонд AdVita получил грант в рамках программы «Солидарность ЕС с российским гражданским обществом: помощь пожилым и взрослым с инвалидностью», цель которой — поддержать некоммерческие организации, продолжающие оказывать помощь пожилым и взрослым людям в условиях пандемии COVID-19. Грантовые средства в размере 977 978 рублей направлены на оплату труда сотрудников Консультативной службы по паллиативной помощи в августе, сентябре и октябре, а также на покупку санитарно-гигиенических средств, необходимых подопечным паллиативной службы.