Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«Этот курс лекций — настоящий подарок»

  • 18 мая 2021

Когда после зимы приходит лето, хочется в лес и на море, а не в аудиторию. Но подождите махать руками, прочитайте сначала.

19 мая преподаватели Европейского университета в Санкт-Петербурге начинают курс – специально в пользу фонда AdVita. Сказать, что он уникальный и фантастический – ничего не сказать. Судите сами.

Екатерина Олеговна Ларионова, пушкинист по преимуществу, но не только, – два года назад подготовила к публикации в «Литературном наследстве» не больше не меньше как первый русский готический роман. Никогда не догадаетесь, кем он был написан – Николаем Гнедичем, будущим переводчиком Гомера! Вся фантазия автора сосредоточена на одном: какое бы зло еще можно придумать, чтобы главный герой его совершил. Ей-богу, чтение не для слабонервных, но для любителей пощекотать нервы – самое то. «Посмотрите, посмотрите! все законы света нарушены; узы природы прерваны; древняя вражда из ада возникла!»

Следующая лекция (26 мая) – напротив, о комедии. Наталия Николаевна Мазур, специалист по литературе первой половины XIX века и визуальной культуре, выбрала для своей лекции «Женитьбу» Гоголя. Если в романе Гнедича безраздельно властвует страх, то в комедии Гоголя – смех, нам ли не знать! Но об эту упомрачительную комедию споткнулось не одно поколение зрителей, читателей и исследователей: странные они какие-то, эти Агафья Тихоновна и Подколесин. Что-то в них не то. Не только смешное, какой-то холодок по коже расползается, когда мы наблюдаем за их муками выбора. Почему нам смешно и страшно одновременно? Приходите – узнаете.

Третья лекция (2 июня) – о стихотворении, которое мы все знаем наизусть. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И картинку видели. И, казалось бы, какие тут могут быть загадки. Ну, стоит. Ну, одиноко. Ну, снег кругом. Что мы, сосен не видали? Вообще-то это не просто пейзаж. И не сосна там была. И если мы что-то видим, это не значит, что мы понимаем, что это значит. Историю о том, как Гейне написал свое великое стихотворение, а Лермонтов перевел так, что получилось другое великое стихотворение, я, по счастью, уже однажды слышала в исполнении замечательного специалиста по русской и еврейской культурам Валерия Ароновича Дымшица. И еще пойду. И вам рекомендую.

Четвертую лекцию (9 июня) нам прочитает Елена Александровна Глуховская, специалист по русскому модернизму. И это, прямо скажем, не лекция, а мечта: все о декадентах! «Я декадент! Во мне струится сила, // И светит мне полуночная мгла…» Кто все эти люди? Что нужно было сделать, чтобы тебя обругали декадентом? Или, напротив, превознесли? Похожи ли декаденты на людей вообще (например, Константин Фофанов сильно сомневался, «князьями уродства» их называл)? И как вообще можно было писать такое, какое они писали, после великого и могучего Некрасова, что это за бред вообще? В некотором смысле это лекция о том, как появился русский модернизм, и это завораживающее зрелище.

Пятая лекция (16 июня) – самая трагическая. Как так вышло, что Блок, гениальный Блок, мистик и эстет, человек, чувствующий зло кожей, воспел большевиков? Что это было вообще? Как из его мучительных поисков смысла вылупилась мысль о том, что за большевиками – правда и будущее? Все, кто знал Блока, были поражены, и до сих пор эта оторопь возникает у каждого старшеклассника, которого пичкают поэмой «Двенадцать» как доказательством любви Блока к революции… Аркадий Борисович Блюмбаум, специалист по серебряному веку, попробует эту парадоксальную любовь-ненависть объяснить, и поверьте, он знает, о чем говорит.

И, наконец, финал: шестая лекция (23 июня) – будет посвящена одной анонимной картине, случайно найденной в небольшой антикварной лавочке. Это будет лекция-расследование, и приведет она в XVI век, и внутри этой истории возникнут принцесса и два художника – больше никаких спойлеров! Алексей Олегович Ларионов, преподаватель Европейского университета и сотрудник Эрмитажа, знает толк в искусствоведческих расследованиях и барочных перипетиях. Достойное завершение всего курса – не оторветесь!

Что объединяет все эти лекции, почему они оказались в рамках одного курса? Каждая история строится на пересечении слова и образа. Да, обычно это разные специальности: искусствоведы изучают свое, филологи – свое. Но иногда именно на пересечении визуального и словесного искусств рождается смысл, который иначе не виден. Европейский университет славен специалистами, которые умеют смотреть на привычные вещи непривычным способом и замечать то, что никто не замечал раньше. Этот курс – настоящий подарок не только для подопечных фонда AdVita, но для всех, кто любит слушать профессионалов, рассказывающих о чем-то нам будто бы знакомом, – и понимать, что ты ничего-то раньше не понимал. А теперь – понял.

Поэтому: пусть после зимы пришло лето и хочется на море и на лужайку – я зову вас в тихий и прохладный зал Школы Masters на эти прекрасные два часа в неделю. Не обязательно приходить на все лекции – можно выбрать то, что вам интереснее. Но если вы заплатите сразу за весь курс, дело будет не только в скидке, но и в том, что вы сможете получить записи всех лекций и посмотреть их когда хотите – на том море или на той же лужайке.

Ну и главное, ради чего все: люди, которым сейчас не до моря и не до лужайки, потому что они лежат в больнице и лечатся от рака, получат лекарства.

Спасибо всем, кто придет на лекции, послушает их онлайн и расскажет об этом курсе друзьям и знакомым. Пусть ваше лето будет прекрасным! Билеты по ссылке

Елена Грачева, член правления фонда AdVita