Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«Иностранцы в России»: новая онлайн-встреча «Лектория AdVita»

  • 01 августа 2023

Друзья, в «Лектории AdVita» пройдет новая онлайн-встреча! 10 августа в 19:00 вместе экскурсоводом и блогером Татьяной Мэй обсудим, что увидели в России иностранцы всех мастей, наводнившие страну к концу XVIII века. Член правления фонда Елена Грачева рассказывает, что будет дико смешно и по-настоящему интересно.

«Русские, живущие в Петербурге, кажутся южанами, осужденными жить на севере и, выбиваясь из сил, бороться с климатом, который им совсем не привычен», – пишет мадам де Сталь, знаменитая на весь мир французская писательница, приехавшая в Россию в разгар наполеоновского нашествия. «То беспечные, то пылкие, они предаются с одинаковой страстностью и сну, и неутомимым трудам», – удивляется она русским людям. И это дико смешно, потому что, в общем, с одной стороны, кто из нас не предавался пылко то сну, то работе, а с другой – как только представишь себе этих воображаемых пылких людей, так и ржешь, как лошадь. И это очень характерно для записок иностранных путешественников по России в XVIII-XIX веках: они не придумывают ничего, пишут со всеми подробностями, но не особо понимают то, что видят. Как написал Дюма после своего путешествия: «Россия – это громадный фасад. А что за этим фасадом – никого не интересует. Тот, кто силится заглянуть за фасад, напоминает кошку, которая впервые увидев себя в зеркале, ходит вокруг, надеясь найти за ним другую кошку».

С одной стороны, когда все хором описывают русские дороги, – это такая жиза, что странно было бы возражать. Ну, например, художница Элизабет Виже-Лебрен в 1800 году едет из Москвы в Петербург и пишет: «Проехать по сему тракту даже в сильные холода и то едва возможно, ибо настил из бревен постоянно трясется, давая то же ощущение, что волны на море. Карету мою, ехавшую на полколеса в грязи, толкало и бросало во все стороны, и я в любую минуту могла отдать Богу душу». Не то чтобы сейчас эта трасса такая же, но ты попробуй с нее съедь – и даааа… С другой стороны, когда маркиз де Кюстин пишет про Васильевский остров, что, мол, нигде в мире он «не видел болота, столь искусно прикрытого цветами», – клевещет же, гад такой. С третьей стороны, вот граф де Сегюр рассказывает, как одного приближенного ко двору Екатерины иностранца чуть не отправили под конвоем к таксидермисту, потому что его звали так же, как любимую помершую собачку императрицы, из которой она повелела сделать чучело! Все спасла задержка в четверть часа, которую милостиво выдал полицмейстер несчастному, чтобы тот написал завещание, – и путаница успела разъясниться. В том, что чучело сделали бы, Сегюр не сомневается ни разу – и ты такой: даааа?! И, в общем, скорее веришь, чем не веришь.

Татьяна Мэй, замечательный знаток Петербурга и рассказчик, на онлайн-встрече 10 августа в 19.00 за пожертвование в пользу фонда AdVita расскажет, как начиная с восемнадцатого века Россию наводнили иностранцы, ведомые стремлением разбогатеть, сделать карьеру или найти пристанище от политических бурь, раздиравших их собственные страны. А кто-то и просто ехал удовлетворить любопытство, посмотреть, что же это за страна, о которой ходят самые невероятные слухи. Оформить пожертвование можно по ссылке. Татьяна пишет в анонсе: «Записанные ими впечатления вызывали у объектов наблюдений широкий спектр эмоций – от здорового смеха до обиды и опасений за русскую государственность. На примере нескольких визитеров – аристократов, путешественников, педагогов, а также пятой колонны – иностранных жен – рассмотрим их заразительные умствования, исподтишка менявшие облик страны. Но и страна, не оставаясь в долгу, меняла своих критиков».

Приходите, будет увлекательно! Можно будет не только послушать и порассматривать чудесные иллюстрации к рассказу, но и позадавать вопросы. Если вам не очень удобно время, не отчаивайтесь: все сделавшие пожертвования по ссылке получат запись. Приходите сами, приводите друзей и детей, репост – огромная помощь, и главное: мы собираем пожертвования для тех, кто без вас не справится. Ну, вы знаете.