Как читать с детьми «Оскара и Розовую Даму»
- 01 сентября 2020
Фонд AdVita готовит большой образовательный проект «Школа AdVita: как говорить с детьми о благотворительности». Пока он еще в работе, но кое-чем мы можем уже поделиться. Одна из частей будет посвящена совместному чтению, и начать мы решили со знакомой многим книги.
Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая Дама»
Автор: Эрик-Эмманюэль Шмитт
Название: «Оскар и Розовая Дама»
Дата публикации: 2002 год
Переводы: Ирина Мягкова, Галина Соловьева
Рекомендованный возраст: 10 – 12 лет
Аннотация: У десятилетнего Оскара острый лейкоз, и врачи больше не могут ему помочь. Он сам догадывается об этом: врачи и родители боятся говорить с ним. Одна из сотрудниц больницы, сиделка, которую Оскар называет Бабушкой Розой (Розовая Дама), – единственный человек, который ничего не скрывает от мальчика, говорит с ним прямо и отвечает на самые трудные вопросы. Когда становится понятно, что Оскар не выздоровеет, Бабушка Роза предлагает ему считать каждый день за десять лет, прожить эту долгую жизнь, каждый день писать письмо Богу и задавать ему один вопрос.
Справочные материалы:
Острый лейкоз у детей: Лейкоз – заболевание костного мозга, при котором нарушается нормальное кроветворение и вместо зрелых рабочих клеток в большом количестве вырабатываются незрелые, которые не могут выполнять своих функций. Эти клетки называются бластами. Они быстро заполоняют костный мозг и не дают действовать рабочим клеткам. Острый лейкоз называется так потому, что развитие болезни происходит стремительно. Это самый распространенный вид детского онкологического заболевания. В России ежегодно им заболевают от 3,5 до 5 тысяч детей. Острый лейкоз лечат высокими дозами химиопрепаратов, которые останавливают производство и рост больных клеток. Но действие этих препаратов распространяется на многие быстро растущие клетки, поэтому у людей, которые лечатся химиотерапией, часто выпадают волосы, брови и ресницы. Поэтому Оскару дают прозвище «Яичная башка». После окончания химиотерапии волосы снова отрастают.
Во время лечения ребенок чувствует слабость, сонливость, тошноту. Все эти симптомы есть у Оскара.
Если химиотерапия не помогает, проводится трансплантация костного мозга: после курса сильнейшей химиотерапии пациенту переливаются стволовые клетки или костный мозг от совместимого донора. В 2002 году, когда была написана книга, успехи трансплантации костного мозга (ТКМ) были относительно невелики. Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, результаты гораздо более впечатляющие, и удается вылечить очень многих самых тяжелых больных.
Французская больница и дети с разными диагнозами:
Особенностью большинства больниц в Европе является отсутствие узкой специализации, поэтому дети с онкологическими заболеваниями не отделены от своих сверстников. В книге вместе с Оскаром лечатся дети от самых разных заболеваний: булимии и анорексии (расстройства пищевого поведения, связанные с постоянным либо перееданием, либо, напротив, невозможностью принимать пищу), с заболеваниями сердца и легких. Упоминается девочка с трисомией – заболеванием, которое может быть связано с координацией, моторикой и развитием речи. Все клички детей придуманы ими же и связаны с их заболеваниями – сейчас это воспринимается как элемент буллинга, но Оскар и его друзья это не осознают и воспринимают как неизбежность.
Юридические нюансы:
Для понимания коллизии взаимоотношения Оскара и его доктора и родителей важно также понимание того, что юридически доктор не имеет права говорить ребенку о прогнозе его лечения и вообще давать какую бы то ни было медицинскую информацию без согласия его законных представителей – в данном случае родителей. Это объясняет тот факт, что Оскар обижен на родителей, но не на доктора.
Организация «Розовые халаты»:
Принято считать, что Бабушка Роза, Розовая дама – больничный волонтер из организации, название которой чаще всего переводят как «Розовые халаты».
Она создана в 1944 году в Гренобле Маргерит Перрен для помощи детям, больным туберкулезом и вынужденным долгие годы проводить в специальных санаториях и интернатах без родителей и близких. Свое современное название ассоциация получила в 2008 году. В настоящий момент под опекой организации находится более 600 учреждений здравоохранения, больниц и домов престарелых. Это более 5000 волонтеров и более 1 миллиона подопечных.
Волонтером может стать любой житель Франции в возрасте от 18 до 75 лет. Перед началом работы кандидаты проходят обязательное обучение в течение 8 дней и участвуют в нескольких посещениях больниц, чтобы понять, подойдет ли им эта работа. После этого волонтер подписывается на участие в проекте как минимум на один год; в среднем каждый проводит в организации около четырех лет (больше, чем в среднем во французских благотворительных организациях). Те, кто свободен днем, ездят в больницы и дома престарелых, организуют игры и мастер-классы. Те, кто занят днем, но свободен вечером, помогают укладывать спать детей в больницах или дежурят у пожилых людей в домах престарелых. Те, кто не может ходить в больницы, могут помогать удаленно. Обычно волонтеры работают в парах: более опытные объединяются с новичками.
При этом важно отметить, что Эрик-Эмманюэль Шмитт не упоминает эту организацию в своих интервью по поводу романа.
Автор и контекст
Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт родился 28 марта 1960 года. Его отец, закончив спортивную карьеру, поступил физиотерапевтом в детскую поликлинику – возможно, его рассказы сыграли свою роль в появлении книги о неизлечимо больном ребенке. Одним из самых сильных детских впечатлений Шмитта стал спектакль по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» с Жаном Марэ в главной роли – как рассказывает Шмитт, он немедленно захотел стать актером и быть причастным театральной жизни. Шмитт начинает писать пьесы еще в школе. Образование он получил в знаменитом университете L'École normale supérieure и позже защитил диссертацию по творчеству Дени Дидро. Потом Шмитта призвали в армию (в качестве несения службы он преподавал в военной школе Сен-Сир), потом преподавал в разных учебных заведениях. В 1989 году с ним произошло событие, которое, как он полагает, сделало его верующим человеком – и писателем: «В 1989 году я пошел в поход в пустыню Сахара и потерялся – провел около 30 часов без еды и питья. К счастью, в эти 30 часов была ночь, которую я провел под звездами. И именно тогда на меня снизошла милость веры. Бог в пустыне...
Когда я вернулся во Францию, то начал читать знаковые религиозные тексты самых разных религий мира, в том числе очень экзотических. И через несколько лет чтения, в конце концов, обратился к четырем книгам Евангелия. Это была вторая мистическая ночь в моей жизни, потому что я прочитал все четыре книги разом. Я был абсолютно поражен этой историей – любви и жертвы во имя любви. И с этого момента я стал просто одержим личностью Христа. Спустя несколько лет эта увлеченность превратила меня в христианина. Я не присоединился ни к одной христианской конфессии – ни к католической, ни к протестантской, ни к православной. Я общаюсь с христианами разных направлений. Я чувствую себя христианином в целом, много читаю Евангелие и размышляю о нем».
С 1991 года публикует пьесы и романы, в том числе нашумевшие «Евангелие от Пилата» (2000 г.) и «Другая судьба» (2001).
Повесть «Оскар и Розовая Дама» написана в 2002 году и является частью большого цикла, который Шмитт назвал Cycle de l'Invisible, Невидимое. На данный момент в него входят романы и повести: «Миларепа» (1997), «Месье Ибрагим и цветы Корана» (2001), «Оскар и Розовая Дама» (2002), «Дети Ноя» (2004), «Борец сумо, который никак не мог потолстеть» (2010), «Десять детей, которых не было у мадам Минг» (2012), «Мадам Пилинска и секрет Шопена» (2018) и «Феликс и невидимый источник» (2019). По словам Шмитта, в этих повестях исследуются разные версии взаимоотношения человека и Бога/богов: буддизм, суфизм, христианство, иудаизм, мусульманство, конфуцианство, анимизм. «Оскар и Розовая Дама» – о христианстве.
Автор о своей книжке
Эрик-Эмманюэль Шмитт о своей повести*: «В основу «Оскара и Розовой дамы» была положена не смерть ребенка, а смерть моей жены. Мне кажется, что если в литературе нет того, что мы сами пережили, – нет и самой литературы. Я много раз перекладывал свои жизненные воспоминания, жизненные ситуации взрослого человека на плечи ребенка, который был героем моего произведения. Если бы этот переход не был возможен, то я думаю, не смог бы ничего написать. Я сам серьезно болел и тогда понял, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть. Я поправился, но почувствовал, что в моей ситуации было просто... неприлично выздоравливать. Мне было почти стыдно за это. И захотелось написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Я подумал, что ребенок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем. Я обратил внимание, что дети гораздо более открыты, они реже скрывают от себя правду, чем взрослые, им важно говорить абсолютно откровенно о своей болезни и смерти. И я написал «Оскара и Розовую даму», стараясь защититься от тяжести вопроса юмором, фантазией, выдумав легенду про двенадцать дней. Я говорю о смерти только для того, чтобы сказать о том, как хорошо жить. Можно жить и верить, что ты абсолютно неуязвим, но, оказывается, чем меньше мы думаем о болезнях, о своей уязвимости, тем сильнее болезнь набирает обороты и тем большее место она начинает занимать в жизни. Люди, которые не хотят думать о печальных моментах жизни, оказываются не готовы к ним, когда они настают. И мне радостно, что эту книгу читают как десятилетние дети, так и пожилые люди 80-90 лет.
* Перевод Александра НЕКРАСОВА, сотрудника Французского Института в Санкт-Петербурге. Редакция журнала «Фома» благодарит Французский Институт в Санкт-Петербурге и лично Викторию Шалину за помощь в организации интервью с Э.-Э. Шмиттом.
Автор: ЛЕВИНА Ирина
Источник: ФОМА православный журнал для сомневающихся
Материалы для уроков для учителя:
I. Вопросы для совместного последовательного чтения:
-
Почему Оскар придумывает себе историю с поджогом дома для первого письма? И почему потом все же говорит все как есть?
-
Когда Оскар говорит, что «писанина – это всего лишь завлекательные враки», думает ли он так на самом деле? Почему вам так кажется?
-
Понятно ли из первого письма, почему Оскар решил написать Богу и верит ли, что в этом есть какой-то смысл? Почему вам так кажется?
-
Как Оскар понимает, что он «неприятный больной»? Как мы, читатели, понимаем, что на самом деле происходит? Как вы думаете, понимают ли взрослые, что Оскар понимает?
-
Оскар говорит: «Почему бы им не сказать мне просто, что я умру». Почему? А еще он говорит: «Если ты произносишь слово «смерть», никто этого не слышит». Почему?
-
Как вы думаете, пришлось бы Бабушке Розе придумывать историю про десять лет в один день и про письма к Богу, если бы кто-то из взрослых был готов говорить с Оскаром о том, что с ним происходит? Почему?
-
Каждое письмо Оскар задает Богу вопрос или просит о чем-то. Как меняются его просьбы/вопросы? Как Оскар понимает, что Бог отвечает? Как вы думаете, действительно ли он «навещает Оскара в мыслях», как объясняет Бабушка Роза, или происходит что-то другое?
-
Почему Оскар так зол на своих родителей? Почему он готов понять, что чувствует доктор, и не злится на него, но не готов понять, что чувствуют родители? Как Бабушке Розе удается убедить Оскара простить родителей?
-
Когда Бабушка Роза говорит: «Всегда есть выход», – что это значит в этой конкретной ситуации? О каком выходе для Оскара речь, что Бабушка Роза называет «выходом»?
-
В какой момент Оскар понял, что ему нужна была поддержка, хотя до этого он держался очень стойко? В какой момент мы, читатели, понимаем, что ему нужна поддержка? Какой может быть эта поддержка? В чем Оскар нуждается больше всего?
-
Как представление Оскара о разных периодах жизни отражаются в истории каждого дня? Откуда у него эти представления? Совпадают ли они с вашими? А у вас откуда эти представления?
-
Что вы думаете по поводу фразы Бабушки Розы: «Физические страдания – это испытание. Моральные страдания – это выбор»? Что Бабушка Роза имеет в виду, говоря: «Люди лишены любопытства»? Что имеет в виду Оскар, когда говорит, что «не боится неведомого»? Есть ли в смерти что-то, чего он все-таки боится?
-
Бабушка Роза говорит: «Болезнь – она как смерть. Это данность. Это не наказание». Откуда вообще тут взялось слово «наказание»? Кто кого наказывает – и наказывает ли? На какие именно вопросы Оскара так отвечает Бабушка Роза?
-
Оскар говорит: «Моя болезнь – это часть меня». Зачем он это говорит, кому что хочет объяснить?
-
Бабушка Роза говорит: «Разве ты имеешь право делать все, что угодно, поскольку уйдешь прежде? Право забывать о других?» На какие слова и поступки Оскара Бабушка Роза так реагирует? Что именно она воспринимает как «делать что угодно» и «забывать о других»?
-
Оскар пишет о растении из Сахары, подаренном ему на Рождество, которое вырастает, расцветает и погибает за один день: «исполнил свой долг растения». Какой у растения может быть долг? И какое отношение вся эта история с цветком имеет к истории, которую мы читаем?
-
Бабушка Роза говорит: «Интересующие всех вопросы так и останутся вопросами»? Какие вопросы интересуют всех? И почему на них невозможно ответить, несмотря на то, что ответ ищут все?
-
Как Оскару удается утешить своих родителей и своего доктора? Почему и родители, и доктор перестают ходить с виноватым видом и начинают улыбаться? За что они благодарят Оскара? И почему им не удается утешить его?
-
Как Оскар понял, что Бог все-таки заходил? Как вы думаете, что именно сделал Бог, чтобы Оскару было не больно и не страшно? Как вы думаете, что имел в виду Оскар, написав в записке: «Только Бог имеет право разбудить меня?»
-
Есть ли у вас впечатление, что герой не настоящий, придуманный и не существует таких десятилетних мальчиков, или он не кажется вам странным? Почему?
-
В ситуации Оскара хотели бы вы знать, что умираете, или хотели бы не знать? Почему?
-
Как вам кажется, что самое страшное для болеющего человека? А для его близких? Что их ранит, а что их радует?
-
Как вам кажется, что самое трудное в общении с тяжело больным человеком? Есть ли у вас такой опыт? Как вам кажется, что вы можете сделать, чтобы его поддержать?
II. Вопросы для обсуждения после самостоятельного прочтения (возможно распределение заданий по группам для совместного обсуждения)
I. Оскар и другие люди.
-
Что Оскар понимает про себя и что считает нужным про себя рассказать?
-
Почему Оскар считает больницу отличным местом? Кто еще там лечится? Какими наблюдениями над другими пациентами Оскар делится в своих письмах со своим корреспондентом? Кто ему симпатичен, кто нет, и как Оскар это объясняет
-
Отличаются ли взаимоотношения детей в больнице и, к примеру, в школе или во дворе? А в чем не отличаются? Какие они прозвища дают друг другу и почему?
-
Отличаются ли эти прозвища от тех, которые обычно дают друг другу приятели и одноклассники?
-
Как Оскар догадывается, что вылечить его не получится? Почему ему приходится об этом догадываться? Как вы думаете, почему ему не говорят об этом врачи? Как вы думаете, почему ему не говорят об этом родители?
-
Почему Оскар ни в чем не упрекает врача, но страшно зол на родителей?
-
Связано ли его отношение к людям с его самочувствием или оно зависит от чего-то другого?
-
Почему Оскар готов говорить только с Бабушкой Розой, с Богом, а больше ни с кем из взрослых?
-
Как Бабушке Розе удалось объяснить Оскару, что происходит с его родителями? Как Оскару удалось простить родителей?
-
Как Оскару удается заставить улыбаться врача и маму с папой?
-
Кого Оскар любит и чем одна любовь отличается от другой?
-
Что изменилось в жизни тех людей, которые были знакомы с Оскаром?
II. Оскар и его конспект человеческой жизни
-
Как Оскар относится к своей болезни?
-
Как вы думаете, зачем он придумывает себе какой-то другой характер и обстоятельства, когда представляется Богу в первом письме? А зачем потом говорит как есть?
-
Зачем Бабушка Роза предлагает ему игру про один день, который равен десяти годам? Почему Оскар соглашается? И что добавляет к этой игре обязательство писать письмо про каждый из этих дней? Если бы этих писем не было, что бы изменилось?
-
Что вы думаете о том, как Оскар представляет себе двадцатилетних, тридцатилетних, сорокалетних и так далее? Похоже ли это на ваши наблюдения?
-
Оскару удается жениться и даже завести ребенка – как выглядит его представление о том, зачем люди это делают?
-
Что есть в Оскаровой «ускоренной» жизни такого, что есть у всех людей, а чего нет?
-
Как Оскар меняется за эти 12 дней?
-
Зачем Бабушка Роза дарит ему африканский цветок и что вообще значит «исполнить свой долг растения» (в другом переводе растение «мужественно проделало свою работу на наших глазах, в течение одного дня, без остановок»)?
-
Как вы думаете, почему восторг его дня «девяностолетия» («я ощутил себя живым») сменяется иронией дня «столетия» («жизнь – забавный подарок»)?
-
В какой момент, как вы думаете, Оскар пишет записку, которую нашли после его смерти, и что она значит?
III. Оскар и Бог
-
Как вам кажется, когда Оскар пишет первое письмо Богу, верит ли он, что его адресат существует? Почему?
-
Почему Оскар все письма заканчивает одинаково: «Целую, Оскар», кроме двух – когда он разозлился на Бога и последнего письма?
-
Как Оскар представляет себе ответ Бога на его вопрос в первом письме? И как Оскар понимает, что ответ получен?
-
Как Оскар ждет продолжения разговора с Богом, что значит его фраза «Я согласен на короткую встречу» и как Бабушка Роза объясняет ему, как этот разговор/визит Бога может выглядеть?
-
Чем Бог похож на Бабушку Розу, а она – на Бога?
-
Что вы можете сказать о тех пожеланиях, которые Оскар оставляет Богу каждый день? Что в них меняется, а что нет?
-
В какой момент Оскар начинает задавать главный вопрос про Бога, который задают абсолютно все люди: почему Бог допускает страдание и смерть? Что ему отвечает Бабушка Роза?
-
Бабушка Роза говорит о своей матери: «люди не любопытны» и «мысль о смерти исковеркала ей жизнь». Как вы думаете, что она имела в виду?
-
В какой-то момент Оскар формулирует, чего он не боится в смерти, а чего боится. Помните ли вы его слова и можете ли их объяснить?
-
Что вы думаете по поводу фразы Бабушки Розы: «Физические страдания – это испытание. Моральные страдания – это выбор»? Что Бабушка Роза имеет в виду, говоря: «Люди лишены любопытства»? Что имеет в виду Оскар, когда говорит, что «не боится неведомого»? Есть ли в смерти что-то, чего он все-таки боится?
-
Бабушка Роза говорит: «Болезнь – она как смерть. Это данность. Это не наказание». Откуда вообще тут взялось слово «наказание»? Кто кого наказывает – и наказывает ли? На какие именно вопросы Оскара так отвечает Бабушка Роза?
-
В какой момент Оскар понимает, что Рождество – это день рождения Бога, и какой подарок он дарит?
-
Какие статьи интересуют Оскара в медицинском словаре и почему он их там не находит?
-
Бабушка Роза говорит: «Интересующие всех вопросы так и останутся вопросами»? Какие вопросы интересуют всех? И почему на них невозможно ответить, несмотря на то, что ответ ищут все?
-
Что вы думаете о словах Оскара: «Для жизни нет иного решения, чем просто жить»?
-
Что происходит с Оскаром, когда ему «исполняется» 90 лет? Что он видит в этом раннем утре? Как вы думаете, какое состояние он пытается описать словами «я ощутил себя живым»? И почему этот восторг на следующий день сменяется почти ироническим «жизнь – забавный подарок»? Что в ней забавного?
-
Как вы думаете, когда Оскар написал записку, которую нашли после его смерти, и как вы понимаете, что там написано?
-
Как вы думаете, почему Бабушка Роза, которая и рассказала Оскару о Боге, пишет в последнем письме Богу: «Он помог мне поверить в Тебя». А что же было раньше – она не верила в Бога? Тогда как она о нем рассказывала Оскару?
-
«Меня переполняет любовь», – пишет Бабушка Роза, рассказывая Богу о смерти Оскара. Не гнев, не горе, не отчаяние. Можете ли вы объяснить, почему Бабушка Роза в день смерти мальчика пишет именно эти слова?
Елена Грачева, член правления фонда AdVita, преподаватель литературы Санкт-Петербургской классической гимназии