Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«Лучшей памяти доктору и ученому не придумать»

  • 28 августа 2023

Сегодня 28 августа – а значит, день рождения Бориса Владимировича Афанасьева, которому исполнилось бы 76 лет. В наше время – не возраст совсем, сколько бы он еще успел! Это очень горькая мысль. Поэтому три года назад мы создали мемориальный фонд имени Бориса Владимировича Афанасьева – отчасти для того, чтобы эта мысль не была такой горькой, чтобы то, что задумал Борис Владимирович, смогли сделать его ученики. Лучшей памяти доктору и ученому не придумать, правда?

Фонд поддержки научных исследований имени Бориса Владимировича Афанасьева не просто благотворительный фонд – это эндаумент, фонд целевого капитала. Это значит, что ни одна копейка, пожертвованная в него, не тратится, а присоединяется к капиталу, который вкладывается в ценные бумаги. Это делает профессиональная управляющая компания, одна из лучших в стране. Каждый год капитал приносит прибыль, которую мы тратим на то, чтобы у нас, в Петербурге, у людей был доступ к самому лучшему лечению от рака. Чем больше капитал, тем больше прибыль – и тем больше получается сделать.

Я не буду сейчас рассказывать о Борисе Владимировиче – вы лучше меня знаете, какой это был человек. Каждый год в этот день сотни его бывших пациентов и коллег оставляют свои комментарии под постом его памяти – думаю, что и сегодня будет так.
Я лучше расскажу вам две истории. Одну – трагическую. А другую – оптимистическую (надеюсь).

Первая история – про один дореволюционный мемориальный эндаумент. Не знаю, слышали ли вы о таком способе выразить свою любовь ушедшему человеку, но до революции близкие и друзья очень часто вкладывали свои чувства не в мемориальные доски или памятники, а в мемориальный благотворительный фонд. По публикациям отчетов тысячи таких фондов, буквально. Мужья – в память о любимых женах, дети – в память о любимых родителях, ученики – в память об учителях, пациенты – в память о врачах. Целевой капитал – значит, всегда конкретная цель: учреждение именной стипендии на учебу или исследовательской – на работу, именной койки в больнице или зала в картинной галерее. Именными были больницы, школы, приюты, музеи, библиотеки – что угодно, что помогает людям. Создание именных мемориальных фондов – тогда они назывались вечными вкладами – это была невероятно мощная традиция памяти о человеке, надежда на то, что нет лучшего способа сохранить свою любовь. Традиция была прервана с революцией – как и вся благотворительность.

Так вот, история трагическая. Я немножко занимаюсь историей дореволюционной благотворительности, и вот в архиве Российской национальной библиотеки мне попалось объявление, датированное 1 апреля 1919 года. «Союз Земских служащих Камышловского Уездного Земства сим доводит до сведения жителей Камышловского уезда, что в его распоряжение будет поступать в течение 10 лет по 500 рублей, ежегодно жертвуемые Н.Н.Давыдовым, на учреждение стипендии имени убитого большевиками брата жертвователя, ветеринарного фельдшера С.Н. Давыдова, каковая стипендия, по желанию жертвователя, будет выдаваться только фельдшерским ученикам – жителям Камышловского уезда». Это, конечно, не в чистом виде вечный вклад, но принцип тот же: из своего капитала человек платит ежегодно определенную сумму, чтобы стипендия его брата поддержала молодых людей, которые хотят учиться, но не могут из-за отсутствия денег. Камышлов переходит из рук в руки, на момент публикации объявления он занят Сибирской армией Временного сибирского правительства, через год туда вернутся большевики. Никаких процентных государственных билетов уже нет, равно как и банков, да и того самого государства больше не существует. Размещать вечный вклад негде, поэтому человек просто обещает регулярное пожертвование. И твердо верит: лучшая память ушедшему – это помощь людям. Эта история меня совершенно поразила: все рушится, а человек посреди апокалипсиса создает стипендию памяти любимого брата. Почему мы так больше не делаем?

И вторая история – оптимистическая. Надеюсь, что оптимистическая. Потому что именно мы так и делаем, и мемориальный фонд имени Бориса Владимировича – ровно про это. Возможно, вы помните, что мы должны были в прошлом году запустить российское производство CAR-T, генно-модифицированных иммунных клеток, которые забираются у пациента, специальным образом модифицируются, чтобы лучше распознавать и бороться с опухолью, и возвращаются пациенту. Суть этой технологии – в том, что раковые клетки перестают быть невидимыми для иммунитета, и он справляется сам. Эта технология была мечтой Бориса Владимировича, она уже работает во всем мире – США, Европе, Китае, но в России до этого существовала только в Москве и для детей. Мы хотели и для взрослых. К несчастью, в 2022 году реактивы и оборудование перестали быть доступными. К счастью, весь год специалисты НИИ ДОГиТ им. Р. М.Горбачевой искали альтернативы исчезнувшим реагентам и расходным материалам – и сейчас мы с уверенностью можем сказать, что CAR-T будет, не так скоро, как хотелось бы, но работа движется, и хорошие новости не за горами. Прибыль от целевого капитала имени Б .В. Афанасьева в этом году была передана на оплату доклинических исследований по созданию CAR-T. Так работает наша и ваша любовь и благодарность.

Вот ссылка на пожертвование в фонд памяти Бориса Владимировича. Напомню, что учредитель этого фонда – AdVita, это наш проект, наша память за спасенные жизни, наша благодарность основателю фонда AdVita. Мы будем счастливы, если вы сегодня сделаете пожертвование в этот фонд – и мечты Бориса Владимировича станут ближе к реальности. Светлая память великому доктору – и спасибо вам за то, что помните.

Елена Грачева, член правления фонда AdVita.