Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«Мы стараемся сделать паллиативную помощь доступнее»

  • 24 февраля 2021

Друзья, мы продолжаем рассказывать о том, что благодаря вашей поддержке фонд AdVita сделал в 2020 году. Сегодня — о программе «Паллиативная помощь», цель которой — повысить уровень доступности паллиативной помощи и улучшить качество жизни пациентов с неизлечимыми заболеваниями. Программа включает работу Консультативной службы по паллиативной помощи и образовательный проект для медицинских специалистов.

Консультативная служба по паллиативной помощи — единственная в Санкт-Петербурге телефонная служба, которая круглосуточно и без выходных отвечает на вопросы о том, как можно получить помощь. Например, сотрудники службы (координаторы и медицинские консультанты) рассказывают об обезболивании, помогают семьям организовать уход за лежачим близким, взаимодействуют с медицинскими организациями и государственными органами, если у семьи возникают проблемы с получением помощи, и, конечно, оказывают моральную поддержку семьям. А задача образовательного проекта — повысить уровень профессиональных навыков медицинских специалистов, которые оказывают паллиативную помощь. Для этого мы проводим обучающие тренинги и семинары для медицинских работников, распространяем информационные материалы по паллиативной помощи в медицинских организациях.

В 2020 году, в начале пандемии, уровень неопределенности был высок: постоянно менялись правила госпитализации и посещения стационаров. Это все очень усложнило работу Консультативной службы, поскольку наша главная задача — предоставлять актуальную информацию тем, кто звонит на нашу телефонную линию. Поэтому мы регулярно обзванивали хосписы и паллиативные отделения, чтобы понимать, в каком режиме они работают и как подопечные могут получить помощь.

Из-за ковида посещения родных в хосписах и паллиативных отделениях были приостановлены. Каждый хоспис по-своему решал, как наладить общение между пациентами и их близкими, — и мы подсказывали хосписам, как это можно сделать (например, звонки и видеозвонки). Мне кажется, что сейчас эта проблема ощущается не так остро, как в начале пандемии. Например, в некоторых медицинских учреждениях разрешены посещения, если у родственников есть отрицательный результат теста на коронавирус.

Самыми тяжелыми были первые два месяца, когда нужно было привыкнуть к удаленной работе. В офисе мы работаем в одном кабинете и всегда можем подстраховать друг друга, подсказать, куда позвонить и к кому обратиться. Сейчас мы уже привыкли работать из дома, и самое главное — поняли, что это возможно, хотя и непросто.

Для нашей команды был очень сложным период с июня по ноябрь: мы работали в режиме минус один медицинский консультант. Приходилось работать нон-стоп, но мы поддерживали друг друга и в итоге со всем справились — это наш командный прорыв. А в ноябре мы взяли нового сотрудника — медицинского консультанта Лену Уколову. Мы ей очень рады. Она отлично вписалась в нашу команду.

В прошлом году нам очень повезло: мы получили грант благотворительного фонда КАФ «Солидарность ЕС с российским гражданским обществом: помощь пожилым и взрослым с инвалидностью». На эти средства мы в том числе закупили средства по уходу за лежачими пациентами. То есть теперь мы не только консультируем людей о том, где можно получить помощь, но и сами оказываем материальную поддержку. Нас очень радует, что офис полон полезными вещами и мы можем передать их людям, которые в этом нуждаются.

Еще из радостного: у нас есть успехи в работе с районами города. В чем суть этой работы? Мы обращаемся в государственные службы, если у подопечных возникают сложности с получением помощи, совместно организуем образовательные мероприятия для медицинских специалистов.Таким образом мы стараемся сделать паллиативную помощь доступнее для тех, кто в этом нуждается. Например, мы уже несколько лет работаем с администрацией Невского района, и это отличный пример сотрудничества. По отзывам подопечных мы видим, что врачи выписывают правильные рецепты и подбирают схемы обезболивания, а сотрудники неотложной помощи, если требуется, делают инъекции сильнодействующих обезболивающих препаратов. А если что-то не получается — нам звонят, советуются, и это классно.

С осени мы почувствовали, что звонков в нашу службу становится больше. Заметно прибавилось работы и в декабре. Сложно сказать, с чем конкретно это связано, причин может быть много. Одна из них — распространение информации о нашей работе. В этом заслуга Наташи Осолихиной, менеджера образовательных мероприятий. Например, в декабре она отправляла печатные материалы о паллиативной помощи в медицинские учреждения Ленинградской области. И я заметила, что из каких-то районов к нам стали чаще обращаться — значит, брошюры дошли, и люди увидели наши контакты. Мы с Наташей вместе готовим материалы и обсуждаем, как лучше организовать тот или иной образовательный курс.

«Одно из важных событий года — региональная онлайн-конференция для медицинских сотрудников “Оказание паллиативной помощи на дому”. Об этом я уже рассказывала здесь. Самое главное — это то, что специалисты воспринимают нас как надежный образовательный ресурс по паллиативной помощи — они нам сами в этом признаются, — говорит Наташа Осолихина. — В прошлом году мы начали работать с Ассоциацией медицинских сестер Ленинградской области, и на 2021 год у нас есть план работы: будем разбирать вопросы обезболивания и терапии тягостных симптомов».

Когда мы с коллегами обсуждали планы на 2021 год, то оказалось, что независимо друг от друга мы пришли к похожим идеям — а это значит, что мы делаем что-то действительно важное и нужное. «У нас уже распланированы проекты на год. От консультантов службы я получаю информацию о том, в каких районах у медперсонала есть сложности и где необходимо, например, сделать лекцию о терапии тягостных симптомов. Я также ориентируюсь на запросы специалистов: организую курсы в зависимости от их потребностей. Мы будем делать тренинги по коммуникации и по уходу за паллиативными пациентами для медицинских сотрудников. А на июнь планируем региональную онлайн-конференцию для специалистов по паллиативной помощи», — говорит Наташа.

Я переживала, когда в декабре планировала работу Консультативной службы на январские каникулы: важно было убедиться, что на время праздников подопечные не останутся без обезболивания. (На новогодних праздниках Консультативная служба работала в обычном режиме — круглосуточно и без выходных). Например, мы связывались с сотрудниками райздравов, ответственными за обезболивание. И когда я им звонила, большинство говорили: «Обращайтесь в любое время, мы сделаем все возможное». То есть они понимали важность паллиативной помощи. Даже несмотря на то, что из-за пандемии у них была большая нагрузка, они были готовы нам помогать — меня это вдохновило.

Одна из главных задач для нас в 2021 году — развивать онлайн-ресурсы (курсы, лекции, видео, подкасты). Обновить сайт — информационный ресурс по паллиативной помощи, сделать его более удобным. У нас накоплено много статей, образовательных материалов — теперь нужно свести все в единый каталог.

О какой суперспособности мечтаю? Я бы хотела уметь читать мысли других (не всегда, конечно, но иногда по работе это очень нужно). Например, вчера ночью была ситуация: врач неотложки отказался вводить подопечной морфин. Сказал: «Да, я вижу, что у пациента есть показания, но я не могу этого сделать. У нас есть внутреннее распоряжение, нам не разрешают». В такие моменты я хочу понять, почему этот сотрудник и его начальник так действуют? Или терапевты, которые боятся выписывать сильные обезболивающие? Чего они боятся? Я хотела бы знать, что стоит за этими страхами, чтобы понять, как можно их победить, и как сделать так, чтобы людям не было больно.

Ольга Шаргородская, руководитель Паллиативной службы фонда AdVita

Если вам или вашим близким нужна паллиативная помощь, консультацию наших специалистов можно получить бесплатно и круглосуточно по номеру 8 (800) 700-89-02.

Поддержать программу