«Наука должна существовать для того, чтобы помогать всему живому»
- 10 ноября 2023
Всемирный день науки за мир и развитие – ровесник фонда AdVita: он тоже существует с 2002 года. И это не просто день, когда ученые принимают поздравления, хотя как же без этого. Это день-напоминалка: наука должна существовать только для того, чтобы помогать всему живому на планете. Докторам, которым помогает фонд AdVita, ничего такого напоминать не нужно: вся госпитальная наука существует только ради жизни. Зато им совершенно точно есть что отмечать! Во Всемирный день науки мы решили рассказать вам, что происходит с самым долгожданным научным проектом петербургских гематологов – запуском в нашем городе CAR-T терапии для лечения взрослых пациентов с лимфомами.
CAR-T-клеточная терапия (CAR – chimeric antigen receptor, химерный антигенный рецептор) – это технология генной инженерии. Сначала из крови онкологического пациента отбирают некоторое количество Т-лимфоцитов (доноры, которые сдавали компоненты крови или стволовые клетки, понимают, о чем я). Дальше их снабжают специально сконструированными рецепторами-радарами, чтобы Т-лимфоциты лучше распознавали опухоль. Потом эти модифицированные клетки (именно их и называют CAR-T) размножают, вливают пациенту обратно, и они принимаются бороться с опухолью. В общем, такой апгрейд естественного иммунитета.
Кому показано такое лечение?
Сейчас хорошая эффективность доказана в отношении B-клеточных лимфом и лейкозов. Почему именно у них? Потому что у B-лимфоцитов, из которых происходят эти опухоли, есть уникальные, только им присущие белки (CD-19), и можно обучить Т-лимфоцит наводиться именно на них, а все остальные ткани не трогать.
К несчастью, сейчас в России эта терапия недоступна. Но если все пойдет как идет, есть надежда, что скоро будет можно. И произойдет это с вашей помощью!
Есть два способа производства таких клеток. Один можно условно назвать «заводским» – так работают фармпроизводства: все происходит в специальных центрах, оснащенных замкнутыми системами-инкубаторами. Все процессы выверены, результат гарантирован, но стоимость этих продуктов запредельная, заоблачная! Например, в России в марте 2023 года получил регистрацию швейцарский препарат Кимрайя, но стоимость его для одного человека предварительно оценивается в 39 миллионов рублей. Немудрено, что врачи и ученые по всему миру пытаются конструировать и выращивать такие клетки в лабораториях своих университетов и медицинских центров. К сожалению, просто скопировать чей-то удачный продукт невозможно: в каждой стране (и даже в каждой клинике) свои возможности и свои ограничения – и по оборудованию, и по реактивам, и расходным материалам, и по квалификации специалистов. Но если удается вырастить CAR-T-лимфоциты, они получаются раз в десять дешевле, чем «заводские»! В тех странах, где такое производство CAR-T в научных лабораториях налажено, оно включается и в страховую медицину.
В петербургском проекте по созданию CAR-T участвуют сразу несколько федеральных центров, и каждый из них отвечает за свою часть работы. Какой путь был пройден за эти полгода? В НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой разработали несколько новых вариантов конструкции химерного антигенного рецептора (CAR) - добивались большей безопасности для пациента без снижения эффективности. Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН в Новосибирске под каждый такой вариант CAR создал лентивирусные векторы – так называется обезвреженный вирус, который умеет проникать в клетку и доставлять туда то, что нужно врачам. В НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачева было опробовано два разных протокола для производства генетически модифицированных клеток и выбран более перспективный. Было опробовано четыре варианта CAR-конструкций, один отброшен, над остальными работа продолжается. От экспериментов in vitro (то бишь «в пробирке», в искусственных условиях лаборатории) перешли к экспериментам in vivo (то бишь на живых организмах). Этими живыми организмами стали самые трогательные участники процесса - гуманизированные мышки, которые живут в виварии НМИЦ им. В. А. Алмазова и которых ученые бездушно называют «мышиными моделями». Для проверки действия инновационных препаратов мышей готовят специально, подсаживая им те или иные человеческие клетки, ткани, органы – смотря какая научная задача стоит. Именно благодаря этим нежным созданиям мы с вами получаем новые лекарства. И сразу скажу: раз в нашей истории уже появились мыши – значит, дело продвинулось значительно. И, наконец, в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова создается производственная площадка, где и будут производиться клетки для пациентов.
Цитирую отчет: «На данном этапе все виды Т-лимфоцитов с анти-CD19 CAR продемонстрировали подавление опухолевого роста при сравнении с контрольной группой мышей, которой вводились только нативные Т-лимфоциты от того же донора». В переводе с научного на человеческий язык это значит, что созданные петербургскими специалистами CAR-T клетки работают. И следующий этап – это уже «производство прототипов продуктов CAR-T на базе реконструируемого опытного производства биомедицинских клеточных продуктов». Переводим: если все пойдет как идет, к началу следующего года технологии производства CAR-T-клеток в Петербурге будут готовы.
Даже не верится.
В этом проекте использовано много ресурсов государственных клиник. Но и адвитовский вклад немалый. И сегодня мы с вами, дорогие жертвователи, совершенно точно имеем право – и повод! – поздравить с Международным днем науки не только ученых, но и себя. Спасибо вам, дорогие! И пусть наука существует только для того, чтобы помогать всему живому на планете.
Пожертвовать на программу «Поддержка науки, образования и просвещения в области онкологии» можно по ссылке.
Елена Грачева, член правления фонда AdVita