Твой диван и есть твоя крепость
- 29 июня 2020
Все-таки это очень сильный опыт: полмира пытается понять, как вернуть себе контроль над своей жизнью. Которая, как мы уже выучили, никогда не будет прежней. Которая, как мы уже поняли, состоит из рассыпающихся на глазах правил прошлой жизни и немедленно создающихся правил новых, невиданных. Парадокс нового времени в том, что никогда у нас еще не было столько свободы и столько несвободы одновременно.
Мы понемногу выучили, что дети тоже люди, и начали иногда давать им что-то выбирать. Мы понемногу привыкли, что кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик, и это не странно. Мы понемногу разрешаем себе и другим быть собой и даже постепенно научаемся не беситься, когда это бесит. В нашей повседневной жизни стало столько свободы, сколько не было никогда.
И одновременно мы опутаны с ног до головы. Нашими обстоятельствами, ответственностью, беззащитностью. Чужой чувствительностью и защитной агрессией. Законами, инструкциями, расписаниями. Долгами, ипотеками, обязательствами перед родными. Цензурой внутренней, внешней, корпоративной, государственной. Коллективной совестью, стыдом и страхом. А теперь еще и правилами безопасности во время пандемии.
Пандемия все усилила до невыносимости, и хорошее, и плохое. Различия между людьми заполыхали синим пламенем что в интернете, что в «наруже». Любое действие вроде покупки еды или похода с мамой в поликлинику к окулисту превратилось в трудное, иногда невыполнимое. Обычная жизнь и работа стали забирать столько сил, сколько их нет.
И тут я поняла, что одна вещь в моей жизни не пострадала вообще. Ни в отношении моей свободы, ни в отношении легкости ее осуществления. Это моя свобода помогать. За три месяца самоизоляции я подписалась на рекуррентные платежи в поддержку двух благотворительных фондов, одного независимого издательства и одного независимого книжного магазина. Да, суммы маленькие. Да, они работают. И будут работать, пока буду работать я.
Уже написано много правильных слов, как самоизоляция помогла тем, кто помогает, кое-что понять про тех, кому они помогают. Теперь все знают, каково жить и работать в маске – а ведь наши подопечные вынуждены ходить в них месяцами, и именно потому, что болеющие ОРВИ люди ее не носят. Теперь все знают, что такое жить взаперти и ждать, когда можно будет выйти – а ведь наши подопечные долгие месяцы проводят в стерильных боксах. И теперь все знают, что оказаться без денег и поддержки очень страшно – и какое же счастье, когда люди приходят тебе на помощь.
Я очень надеюсь, что кому-то этот новый опыт поможет начать помогать. А еще лучше – стать постоянным жертвователем. Когда все оказалось запрещено, наша свобода помогать осталась с нами. Потому что она внутри, а не снаружи, и ее невозможно отнять, ограничить или запретить. Даже когда весь мир скукоживается до твоей комнаты, твоего рабочего стола, твоего любимого кресла – твой диван и есть твоя крепость, ты свободен распоряжаться своим желанием и своими деньгами так, чтобы они помогали защитить жизнь от хаоса. И можешь сделать это в любом месте и в любое время. Например, прямо сейчас.
Елена Грачева, административный директор фона AdVita