Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«В этот день у нас есть честный и прямой повод сказать: вы нам нужны и мы без вас не можем жить»

  • 20 июня 2021

20 июня – День медицинского работника в России (отмечается еще с советских времен). Единственный день в году, когда врачей благодарят все. Пишут посты в соцсетях, шлют смайлики в мессенджеры. Ах, да: в разгар первой волны врачам еще аплодировали на балконах и снимали благодарственные ролики (сейчас нет). И на набережной Карповки грустный ангел не дает забыть тех, кто боролся за пациентов и погиб.

Я вздрагиваю каждый раз, когда говорят: врачи – герои. Героизм тут совершенно не нужен. Нужно, чтобы врачам не приходилось быть героями.

Каково быть медицинским работником – доктором, медицинской сестрой, акушеркой, санитаркой – в России? Я поражаюсь тому, что медики по-прежнему существуют, хотя все против них. Чудовищно устаревшая структура обучения. Бесконечно меняющиеся правила игры, когда доктор не может просто лечить, но должен выполнять требования, ежеминутно плодимые вечно бодрыми чиновниками и не совместимые не только между собой, но частенько и с жизнью пациента тоже. Прокурор, который всегда незримо витает над каждым доктором (а иногда зримо). И какая-то невероятная, невероятная незащищенность. На этом фоне День медицинского работника выглядит несколько иронически. 

И все же хорошо, что он есть. Что каждый доктор в этот день получит смску от бывшего пациента, которого доктор, может быть, и не помнит уже, но вот человек живет и благодарен. Что в этот день у нас есть честный и прямой повод сказать: вы нам нужны и мы без вас не можем жить. Буквально. Спасибо вам, дорогие!

Но смски мне кажется мало.

Да, мы почти ничем не можем нашим врачам помочь. Мы не можем повлиять ни на вал распоряжений от начальства, ни на условия работы, ни на отсутствие защиты. Но одну вещь мы все-таки можем. Мы можем помочь врачам лечить так, как нужно. Мы можем дать им в руки недостающие лекарства, недостающие исследования, недостающие инструменты. Потому что любой доктор хочет вылечить пациента и счастлив, когда может это сделать (и ему не приходится просить пациента купить то или се). Это, честно сказать, лучший подарок доктору ever.

А уж если доктор получает в своей больнице возможность опробовать самые что ни на есть новейшие работающие методы, о которых он только читал и мечтал, и вытащить самых своих тяжелых пациентов – счастливее такого доктора и представить себе нельзя. Я помню, как лет десять назад один из наших жертвователей согласился оплатить новейший хирургический инструментарий для реанимации НИИ ДОГиТ – и реаниматологи, суровые неразговорчивые дядьки, смеялись как дети, вырывая друг у друга каталог, тыча пальцем в какие-то приспособы для трахеостомии и междометиями пытаясь объяснить мне, как теперь оно все будет быстро и безошибочно. Это была упоительная картина.

Я мечтаю, чтобы наши чудесные врачи не страдали от того, что они знают, как лечить, но им нечем. Я вижу, как они стараются. Когда я начинаю разбираться в истории болезни каждого пришедшего в фонд AdVita пациента, я вижу, как те методы лечения, которые совсем недавно были еще гипотезами, работают и спасают жизни. Не буду скрывать, что врачи, которые не позабыли о том, что медицина – это не только лечение, но и наука, – мои самые любимые. Этим меня всегда поражал Борис Владимирович Афанасьев – он как-то очень гармонично умел сочетать науку и врачевание. Он любил пациентов и верил в то, что рано или поздно наука превратит самые тяжелые гематологические заболевания в что-то рутинное, вроде аппендицита. Я вижу, как много врачей делают все, чтобы это так и было. И как много удается сделать благодаря тому, что у фонда AdVita есть программа «Поддержка науки, образования и просвещения в области онкологии», а у нее – жертвователи, которые тоже любят пациентов и прогресс. Если вы в этот день к ним присоединитесь – это будет лучший подарок. 

С днем медицинского работника, дорогие наши медики!

Елена Грачева, член правления фонда AdVita

Коллаж: Нина Фрейман

Поддержать программу