Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«За счет "благотворительных" реактивов были сделаны очень важные анализы»

  • 15 сентября 2021

Не то чтобы я это делаю каждую неделю, когда выбираю, о чем вам рассказать вечером понедельника. Но все сотрудники фонда AdVita знают: я ооочень люблю смотреть, откуда приезжают люди лечиться в Петербург – и приходят к нам за помощью. Список городов, деревень, поселков городского типа, сельских поселений, улусов, а также садовых товариществ (такое тоже случается) действует на меня умиротворяюще. Значит, справедливость есть, если человек из Курумканского района или Дивногорска Красноярского края может добраться до столиц и получить лечение в самой современной клинике! Конечно, лучше бы этих суперсовременных клиник было побольше – чтобы не пришлось ехать через всю страну. Но пока есть то, что есть.

Так вот.

В этот раз список городов я взяла не из таблички первичных обращений, а из отчета, который мы получили на прошлой неделе. Полгода назад фонд AdVita одобрил заявку НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой на реактивы для очень важного исследования, касающегося всех пациентов, чьи доноры костного мозга совместимы не полностью. Сейчас попробую объяснить.

Понятное дело, что чем больше донор костного мозга и реципиент генетически совместимы, тем лучше. Но, как вы помните, парадокс природы (и чудо!) в том, что родственники редко совместимы на сто процентов: братья-сестры до 20% случаев, а родители совместимы с детьми почти всегда только наполовину. Для того и существуют регистры доноров костного мозга: там, среди десятков миллионов человек, внезапно находится тот, кто совпадает с тобой на все сто! Но иногда на поиск этого единственного просто нет времени. А иногда этот единственный просто недоступен: заболел, отказался, или, как вот сейчас из-за ковида, не всегда есть возможность получить трансплантат из-за границы.

Тогда врачи делают пересадку от родственников или частично совместимых доноров. Но осложнений после таких пересадок больше. И очень важно понять, можем ли мы какие-то из этих осложнений предотвратить.

Есть такая очень опасная штука, из-за которой трансплантат может не прижиться: наличие у реципиента антител против HLA-антигенов донора. HLA – это главный комплекс гистосовместимости, именно его локусы анализируют, чтобы подобрать генетический совместимый орган для пересадки, в том числе и костный мозг. Антитела, как вы помните, – это оружие, которым организм обороняется от любого инородного вещества, как только его распознает. В общем, когда трансплантат совместим не на сто процентов, опасность отторжения, вот этой самой антительной атаки на трансплантат, возрастает. По современным данным, если донор-специфические антитела у реципиентов образуются, неприживление донорского костного мозга происходит в 32% случаев. А если не образуются – только у 4%! Есть за что побороться.

Хорошая новость в том, что мы можем это предсказать – и что-то предпринять: например, выбрать более совместимого донора (если есть из кого выбирать) или ввести пациенту определенные препараты перед трансплантацией, чтобы эту острую реакцию заранее погасить. Для анализа на антитела против HLA-антигенов донора существует несколько методик. Каждая из них что-то видит, а что-то нет, поэтому хорошо бы их комбинировать. Вот для иммуноферментного анализа на антитела против HLA-антигенов донора для каждой конкретной пары «донор/реципиент» фонд AdVita и оплатил реактивы этой весной.
В первом отчете, который мы получили на прошлой неделе, – четыре месяца работы лаборатории HLA-типирования именно по этим анализам.

36 пациентов. 41 исследование, которое потребовалось перед трансплантациями. Самому старшему пациенту – 68. Самый младший родился в марте 2021 года. Первичные иммунодефициты, острые лейкозы, талассемия, миелодиспластический синдром, апластическая анемия… Для каждого пересадка – единственный способ выжить. Ни у одного не нашлось стопроцентно совместимого донора. И каждому вы помогли своими пожертвованиями: за счет «благотворительных» реактивов всем были сделаны очень важные анализы, и врачи смогли принять очень важные решения.

А теперь – тот самый список, с которого я начала. Откуда были эти 36 человек? Как всегда, широка страна моя родная, и как же это прекрасно! Ну что, ищем земляков?

Арлан (село в Башкортостане), Архангельск, Барагхан (улус в Бурятии), Воронеж, Донецк (Ростовская область), Зиповчанка (садовое товарищество рядом с Краснодаром), Кошки (село в Самарской области), Красноярск, Мамоны (село в Иркутской области), Мыски (Кемеровская область), Овсянка (село в Красноярском крае), Озерск (Челябинская область), Петербург, Рубцовск (Алтайский край), Саранск, Саратов, Троицкое (село в Калмыкии), Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Шерашево (село в Бурятии), Ярославль.

Пожалуйста, пусть все вернутся домой здоровыми.

Спасибо всем, кто поддерживает программу «Поддержка науки, образования и просвещения в области онкологии». 

Поддержать программу «Наука» 

Елена Грачева, член правления фонда AdVita


На фотографии: секвенатор лаборатории тканевого типирования