Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

«Не хочется приезжать на пары на коляске»

  • 30 мая 2024

18-летний Артемий Черненков и его мама Надежда очень давно живут в квартирах нашего фонда. Когда Артемию делали трансплантацию костного мозга в декабре 2022 года, они провели в Петербурге 10 месяцев и только потом смогли вернуться в родной город Сим Челябинской области. Сейчас Артемий с мамой снова вынуждены уже два месяца наблюдаться в НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой. Они опять живут в квартире, аренду которой оплачивает AdVita. Несмотря на тернистый путь к выздоровлению, Тема верит в то, что он окончательно поправится и станет студентом петербургского ИТМО.

«Нас всех привела в Петербург одна беда»

Мы встречаемся с Артемием в его комнате, где он обустроил себе удобное рабочее место: сидит в кресле за компьютером с наушниками. Не так давно он прошел курсы видеомонтажа и теперь тренируется создавать видеоролики. Рядом лежит колода карт – он увлекается карточными фокусами. Правда, показать фокусы Артемий стесняется, считает, что пока не достаточно хорошо владеет этим искусством. Зато показывает фенечку, которую носит уже который год как талисман, не снимая. Фенечку сплел друг Артур, с которым Тема лежал в гематологическом отделении Челябинской больницы. В углу стоит трость. Ее Артемий использует, когда они с мамой ходят в клинику или на небольшие прогулки. «Проще было бы передвигаться на коляске, но Тема ни в какую», – вздыхает Надежда.

Артемий заболел пять лет назад: начались обмороки, сильная слабость. Сначала все списывали на переходный возраст, но состояние ухудшалось и стало понятно, что ситуация серьезнее, чем кажется. Анализы подтвердили опасения: у мальчика диагностировали острый лимфобластный лейкоз. Надежда до сих пор с благодарностью вспоминает участкового врача Ольгу Ивановну, которая смогла быстро и точно поставить диагноз и вместе с главврачом поликлиники организовать «Скорую помощь», чтобы сына быстро доставили в областную больницу в Челябинске.
Вовремя начатый стандартный протокол лечения вывел Артемия в ремиссию.

— Артемий вернулся в 10-й класс здоровым, учился как все, я помню, что говорила, что все прошлое лечение мне кажется страшным сном, который закончился, — вспоминает Надежда Черненкова. — Но весной случился рецидив. И врачи единогласно заявили, что шанс на выздоровление – только через трансплантацию костного мозга. Мы с Темой собрались и поехали в Петербург…

арт3.jpeg

Надежда сама стала донором для своего сына, поделившись с ним стволовыми клетками. Хотя генная совместимость родителей и детей всего 50%, но костный мозг мамы прижился и показатели крови у Артемия начали расти. Обычно при благоприятных обстоятельствах пациента после трансплантации отпускают в родной город примерно через 100 дней, когда он уже не нуждается в ежедневном контроле петербургских врачей. Но у Артемия все пошло не по плану. Начались осложнения, и они с мамой провели в Петербурге 10 месяцев. Из-за больших доз гормональной терапии у молодого человека сильно пострадали тазобедренные суставы и ему пришлось пересесть на инвалидную коляску. Большую часть времени семья Черненковых жила в квартире фонда на улице Льва Толстого, буквально в пяти минутах ходьбы от клиники Горбачевой. Это было весьма кстати: иногда самочувствие Артемия заставляло маму посреди ночи сажать сына в коляску и мчать в клинику, чтобы поставить капельницу. А потом уже под утро возвращаться обратно домой.

— Мне сложно представить, что бы мы делали, если бы AdVita нам не помогла с жильем в то время, — разводит руками Надежда. — Я работаю в бюджетной сфере, сами понимаете, какие там зарплаты. Папа Артемия старается помогать по мере возможности, но это не позволит снять квартиру на Петроградской стороне почти на год… Скорее всего, пришлось бы залезть в кредиты и потом их годами выплачивать…

В «адвитовских» квартирах живут обычно три или четыре подопечных со своими сопровождающими – по одной семье в каждой комнате. По словам Надежды, за 10 месяцев в квартире на Льва Толстого они жили с разными людьми со всех концов страны. Всех привела в Петербург одна беда. Все старались жить мирно и поддерживать друг друга.

— Помню, с нами жила 20-летняя девушка Алена, — говорит Надежда. — Алена оказалась в тяжелой ситуации: она восстанавливалась после трансплантации одна, без сопровождающего, потому что ее мать сама заболела раком. Алена тосковала, скучала по дому. Мы относились к ней по-человечески, звали по вечерам на чай, пекли вместе пироги. В квартирах строгие нормы чистоты и распорядок дежурств, каждый день влажная уборка. Первые недели, пока Алена была слаба, мы распределяли ее дежурства между собой, понимая, что мытье полов ей пока не под силу. Алена потом призналась, что она бы не справилась, если бы жила в квартире одна.

арт2.jpeg

ЕГЭ сразу после трансплантации

Как только состояние Артемия стабилизировалось, они с мамой уехали обратно домой в Челябинск. Но в апреле опять приехали в Петербург в клинику Горбачевой – сдать контрольные анализы и решить вопросы с эндопротезированием суставов. Чтобы Тема снова смог нормально ходить.

— Тема молодец, он учился в выпускном классе удаленно и хорошо сдал ЕГЭ прямо после трансплантации, — говорит его мама. — По результатам экзаменов он поступил в петербургский ИТМО на факультет по информационной безопасности. Но сейчас мы вынуждены взять академический отпуск из-за проблем с ногами.

В ИТМО уговаривали Артемия не делать паузу, были готовы предоставить специальную комнату в общежитии, предназначенную для маломобильных студентов, там же смогла бы жить и Надежда. Но мама с сыном поняли, что пока для них это было бы слишком тяжело – и физически, и морально. Надежде тяжело было бы возить сына каждый день на пары на такси, а Тема признался, что он последние годы мечтал прийти в институт уже здоровым человеком. И представить, что он въезжает в аудиторию на инвалидной коляске, для него пока психологически трудно.

На днях Артемия кладут в больницу – сначала для того, чтобы вылечить воспаление в носовых пазухах, а затем для эндопротезирования. Впереди еще длинный путь к выздоровлению, но Надежда и Тема не сдаются и верят, что все в итоге будет хорошо, и молодой человек сможет начать свою студенческую жизнь уже без инвалидной коляски.


Таких подопечных, как Артемий Черненков, у фонда AdVita много. У каждого из них есть большое желание выздороветь и вернуться к обычной жизни. Чтобы на время лечения им было где жить, мы оплачиваем аренду 20 квартир на Петроградской стороне в пешей доступности от клиники им. Р. М. Горбачевой. Это обходится фонду в миллион рублей в месяц. Мы продолжаем сбор «Место без опасности», чтобы собрать 8 миллионов рублей и оплатить аренду до конца года. Нам нужна ваша помощь! Помочь любой комфортной суммой можно тут.

Фотограф: Елена Шемагонова