«Волонтер может быть абсолютно разным»
- 30 октября 2024
Детям и взрослым на любом этапе лечения необходима эмоциональная поддержка. Мы поговорили с координатором больничного направления фонда AdVita Стасей Некрасовой о том, как устроена работа волонтеров в клиниках.
— Моя история с фондом началась с того, что я увидела афишу о поиске доноров. Пошла в отделение переливания крови и там нашла листовки про донорский отдел и жизнь фонда. Я какое-то время думала – есть ли у меня ресурс и силы для того, чтобы стать волонтером. Спустя время заполнила анкету, пришла на ознакомительную встречу и стала частью команды фонда. Сначала участвовала в мероприятиях только по выходным – в ярмарках и субботниках.
Я так радовалась атмосфере внутри фонда, дружелюбию команды. Мне всегда было очень тепло и уютно. Вскоре открылась вакансия координатора больничного проекта. И, когда она продублировалась через неделю на почте, я поняла, что вселенная дает мне знак: «Надо пробовать!» Когда из фонда позвонили и сказали: «Мы тебя берем», ощутила безграничное счастье. Потому что я всей душой хотела попасть сюда.
— Как фонд набирает волонтеров?
— Они сами нас находят:) Мы проводим ознакомительную встречу раз в месяц. Рассказываем про всю деятельность фонда и направления, которые может выбрать волонтер: больничный и реабилитационный проект, курьерские задачи, pro bono и многое другое. После встречи человек заполняет анкету и сам выбирает вид помощи, в котором хочет участвовать.
Если волонтер выбирает больничный проект, он должен пройти дополнительную подготовку: двухдневный интенсив, на котором мы рассказываем о мастер-классах в больнице. Бывает, что мы можем отказать после подготовки или же люди сами понимают, что это эмоционально тяжело для них.
— Какие задачи стоят перед больничным волонтером?
— На данный момент мы ездим в три клиники: по средам в 31-ю больницу на взрослое отделение, в четверг – в МИБС на детское отделение, а в пятницу навещаем детей в НИИ им. Р. М. Горбачевой. Волонтеры приезжают в клинику к определенному времени, а дальше наши занятия состоят из двух этапов: мастер-класс + игротека.
Мастер-классы мы готовим заранее – выбираем тему, собираем необходимые материалы. Стараемся строить программу так, чтобы занятия не повторялись – чередуем, условно, пюслу, граттаж, квиллинг. Деткам очень нравится роспись предметов: гипсовых фигурок, шоперов, футболок, витражей. Оставшееся время посвящаем играм.
На взрослых отделениях пациенты внимательно погружаются в процесс – все очень детально прорабатывают, ищут дополнительную информацию и шаблоны в интернете. Поэтому времени на настольные игры не остается совсем. Дети же менее усидчивы, они хотят больше веселиться и двигаться. Волонтеры присматривают за ребятам и играют с ними в настолки. У нас в фонде более 120 различных игр. Раз в месяц мы проводим игротеки для волонтеров, на которых рассказываем, как объяснять правила ребенку, как вовлечь его в игру и правильно преподносить маленькие неудачи и победы. Одна из задач волонтера – уметь лавировать в играх так, чтобы они были удобны и интересны ребенку любого возраста.
— Сколько времени больничные волонтеры должны посвящать делу? Есть ли какой-то график?
— Это никак не регламентируется. Волонтер сам выбирает режим, в котором ему удобно помогать. Если кто-то уже достаточно долго не участвует в больничном проекте, мы предлагаем приостановить деятельность. Потом волонтер может вернуться, но уже в статусе «новенького» – то есть заново пройти подготовку. Если же прошло немного времени, мы просто приглашаем волонтера на беседу – заново проговариваем, чем занимаемся в больничном проекте, какие есть особенности и правила. Обычно мы составляем расписание визитов в клиники на месяц вперед, а волонтеры сами вписываются в свободные окошки, рассчитывая свое время и возможности.
— Как вы в фонде поддерживаете мотивацию и вовлеченность волонтеров?
— У нас есть традиция проводить волонтерские игротеки – их все обожают:) Цель любой игры – сплочение и объединение команды. Проводя такие встречи, мы вовлекаем волонтеров в активную жизнь больничного проекта. Также, ребята очень любят создавать что-то новое для фонда – образцы и шаблоны для мастер-классов, инструкции, трафареты.
Еще мы проводим мероприятия для команды волонтеров – например, Летние пикники или День волонтера. Помимо этого активно реагируем на инициативы и стараемся любые идеи реализовать. Вот мой личный пример: я подружилась с фондом благодаря донорству, поэтому теперь регулярно хожу сдавать кровь вместе с волонтерами. Через каждые 60 дней мы ходим на донацию – и время проводим вместе, и помогаем подопечным. Выбираем удобную дату и руководитель донорской службы Ирина Семенова нас всех записывает. Однажды нам даже провели отдельную экскурсию по отделению переливания крови. Сейчас я не участвую в акциях, потому что у меня временный медотвод – сделала тату с девизом первой донорской акции фонда: «Ad salutem vitae» (это означает «Ради спасения жизни»). Но волонтеры все равно просят выбрать удобный день, собрать их и пойти просто за компанию. Донорство сближает сердца!
— Быть волонтером – нелегкое занятие в эмоциональном плане. Расскажи, как не допустить выгорания?
— Как и в любой деятельности, связанной с медициной, трудности возникают. Если волонтер чувствует эмоциональную усталость, всегда предлагаем взять паузу в больничном проекте. Мы рады, когда человек может сам почувствовать и понять, как ему поступить. И всегда поддержим любое решение. На случай, когда волонтер не может разобраться в себе, у нас есть возможность обращаться за помощью к психологу и организовывать супервизии. Это работает по запросу или по предложению координатора. Волонтеры посещают такие встречи с определенной периодичностью и в обязательном порядке. Если психолог видит, что волонтер испытывает эмоциональную усталость, он предлагает либо взять паузу, либо же вместе проработать ситуацию.
Со своей стороны мы стараемся организовывать поездки так, чтобы было комфортно абсолютно всем. Нештатные ситуации тоже бывают. Например, чего-то важного из элементов мастер-класса не хватает – тогда волонтерам приходится адаптироваться к новым условиям. Иногда бывает, что участники не сразу вовлекаются или испытывают сложности в процессе из-за особенностей своего состояния (быстро устают или же могут быть проблемы с мелкой моторикой). Это тоже определенный стресс, но волонтеры находят пути решения.
— Как именно проходят встречи с супервизором?
— На встречу обычно собирается команда из нескольких волонтеров. Супервизор не работает с кем-то одним, так как это неэффективно. Если у кого-то возникла проблема, а другие уже сталкивались с подобным, на встрече волонтер поднимает тему, его поддерживает психолог, а другие делятся своим опытом. Работа с супервизором также направлена на сближение и работу в команде.
— Какими качествами и навыками должен обладать волонтер?
— Волонтер может быть абсолютно разным, у него не обязательно должны быть определенные качества. Очень здорово, когда команда многофункциональная. Например, волонтеры-художники делятся опытом, вместе ездят на творческие мастер-классы. Бывают занятия технического характера, куда едут волонтеры, которые умеют что-то конструировать.
Я всегда удивляюсь, когда наши ребята рассказывают про свои хобби. Они настолько необычные и интересные! Не устану говорить, какие у нас талантливые, волшебные и чудесные волонтеры.
— Что для тебя является мотивацией оставаться в этом деле?
— Мы часто в фонде обсуждаем, почему выбрали именно эту деятельность. Для меня удивительно и радостно наблюдать результат. Бывает, когда я отправляю мастер-класс в клинику, мне кажется, что он скучный и неинтересный… Это из-за того, что я монотонно пересчитываю необходимые материалы, собираю сумки с играми. Мне сложно предугадать ход поездки, да и идея может казаться слишком простой. Но когда я вижу улыбки детей, когда я вижу родителей, которые могут спокойно оставить своего ребенка нашей команде и отдохнуть, вижу работы, которые наполнены любовью, вижу как дети своими ручками создают невероятные шедевры – меня одолевают эмоции и восхищает результат!
Очень редко после мастер-класса чувствуешь себя эмоционально уставшим. Ведь больничный проект – он очень благодарный, потому что наполняет энергией. Когда работаешь с детьми, проходящими лечение, кажется, что это отнимает силы. Но нет! Дети дают моментальную обратную связь, делятся своими открытиями, радостями, эмоциями. Когда ты отдаешь частичку себя, то получаешь в ответ в разы больше. Также меня очень вдохновляют мои коллеги – команда, с которой я работаю. Фонд – моя вторая семья, и я очень рада оказаться здесь.
Беседовала Виктория Коган