Благотворительный фонд
помощи онкологическим
больным AdVita («Ради жизни»)

20 лет первой акции по привлечению потенциальных доноров костного мозга

  • 08 июня 2020
Коллеги напомнили мне, что в мае исполнилось 20 лет первой акции по привлечению потенциальных доноров костного мозга, которую провел ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. А я и забыл.

Тогда еще не было фонда AdVita. Клиника НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой еще не открылась (это произошло через месяц), но была уже почти готова. На тот момент она занимала половину шестого этажа пульмонологического корпуса и состояла из шести просторных одноместных палат. Будущая клиника была начинена самыми передовыми немецкими технологиями, включая космическую установку кондиционирования. По сути, это была улучшенная копия немецкой клиники Европейского института поддержки трансплантологии, построенная преимущественно на немецкие же деньги.

Не было только денег на лечение пациентов и не было доноров костного мозга, чей трансплантат можно было бы пересаживать пациентам. Казалось бы, впору опустить руки. Но только не врачам Центра Гематологии и в первую очередь не его директору Борису Владимировичу Афанасьеву. Были люди, и был уже сам лозунг Ad salutem vitae («ради спасения жизни»). Этот лозунг стал девизом первой акции по набору российских доноров костного мозга. Кто же они, эти первые потенциальные доноры?

Во-первых, конечно, врачи и все сотрудники Центра Гематологии, во-вторых, сотрудники и студенты Медицинского университета. В-третьих, те жители Петербурга, кого удалось зазвать нашими малыми ресурсами (больше путем «левой» расклейки объявлений, чем статьями в СМИ). Потенциальными донорами в те три дни стали 619 человек! Одна из самых успешных донорских акций на нашей памяти. Кровь в пробирках увез в Германию русско-немецкий врач по имени Игорь, там они были протипированы, и эти данные стали частью международного европейского регистра. А российского не было. Да, если бы российские доноры понадобились бы российским же пациентам, за них пришлось бы платить обычные по тем временам 15 тысяч евро. Но лучше так, чем никак.
Листовка, которую напечатали для первой акции.

Да, прошли те дни, когда все держалось на мощной харизме Бориса Владимировича, его авторитете среди немецких светил гематологии, его даровании организатора, столько же безграничном, как и его талант ученого.

Нет с нами уже и Бориса Владимировича, и эту потерю невозможно восполнить. Но клиника до сих пор одна из лучших в Европе. И сильна она не столько техническим оснащением, сколько своими врачами и их внимательным, фирменным «афанасьевским» отношением к пациентам. Да и по количеству проводимых трансплантаций одна из первых.

Теперь нам самим надо как-то встать на ноги, создать свой регистр, самим научиться типировать своих доноров, своим регистром полноценно влиться в дружную «семью народов». Этот путь до конца так и не пройден за минувшие 20 лет. Однако уже и сейчас половина неродственных трансплантаций выполняется от российских доноров, и это потрясающий результат.

Теперь рычаги вроде как у государства, оно несколько раз меняло концепцию за эти годы, и что нас ждет — мы толком не знаем, знаем только, что «вот-вот».

Павел Гринберг, исполнительный директор фонда AdVita
_____________________________

Все эти годы российский регистр потенциальных доноров костного мозга рос и развивался, и сейчас в нем около 100 тысяч человек. Даже не передать, как мы радуемся каждому совпадению российского донора и реципиента, как ждем этих встреч. Ведь во многом ради этого и создавался наш фонд.

Если вы хотите больше узнать о донорстве костного мозга — загляните в соответствующий раздел сайта.